ЗПР, или задержка психического развития у детей – это заболевание, представляющее собой некоторое отставание от общепринятых норм в процессе совершенствования таких функций, как память и внимание, эмоционально-волевая сфера и мышление. Оно выявляется либо непосредственно перед поступлением в школу, либо еще в дошкольном возрасте. Основные симптомы – это незрелость мышления, преобладание исключительно игровых интересов, недостаток знаний, которые обеспечивают интеллектуальную деятельность мозга..
Читайте также: Что делать, если появилась душевная боль после расставания
Почему возникает задержка развития
Причинами заболевания могут быть как социальные, так и биологические факторы. К первым относятся:
- серьезные психотравмы в детском возрасте,
- равнодушное отношение родителей к воспитанию ребенка, полное отсутствие внимания к нему,
- неблагоприятные условия,
- изоляция от общества в течение продолжительного периода.
В категорию биологических факторов, вызывающих нарушения психики у ребенка, выделяют:
- Асфиксия во время родов.
- Серьезные патологические явления в период беременности. К ним относят не проходящий в течение длительного времени токсикоз, органические поражения внутренних органов и травмы, инфекционные заболевания и воспалительные процессы в организме женщины.
- Наследственность.
- Врожденные нарушения в работе органов ребенка.
- Расстройства нервной системы.
- Недостаток кислорода в период внутриутробного развития.
- Недоношенность.
- Физические травмы, интоксикация или инфекционные заболевания в возрасте до 3-5 лет.
Именно в зависимости от тех факторов, которые спровоцировали заболевание, оно делится на несколько основных видов:
- конституциональная задержка, возникающая из-за генетической предрасположенности,
- психогенная форма, основные причины возникновения которой – это недостаток родительского внимания, однообразная среда, физическая и эмоциональная обделенность, отсутствие возможности общения со сверстниками,
- соматогенное отставание, к которому приводят заболевания внутренних органов, перенесенные в раннем возрасте – дизентерия, различные формы астении, сильные аллергические реакции, инфекционные недуги,
- церебрально-органические нарушения в развитии, которые вызывают родовые травмы, недостаток кислорода при внутриутробном развитии, тяжелые роды.
Симптоматика: как распознать ЗПР и не перепутать ее с умственной отсталостью
Как упоминалось выше, задержки психического развития редко распознаются в возрасте 1-3 года. В основном их выявляют лишь в процессе подготовки к обучению и Для ЗПР характерны следующие симптомы:
- замкнутость, стремление устраниться от общения сверстников и коллективных игр,
- сложности с выполнением элементарных действий, которые должны легко осуществляться в дошкольном возрасте (одевание и обувание, самостоятельный прием пищи, соблюдение правил гигиены и прочие),
- агрессивность по отношению к ровесникам,
- трудности с принятием простых решений,
- тревожность, часто перерастающая в панические состояния.
Все подобные симптомы являются поводом для обращения к врачу и диагностики заболевания.
Новорожденный ребенок с ЗПР может значительно позже начать держать головку, садиться, говорить или делать первые шаги. Впрочем, в этой ситуации диагностирование задержки психического развития может быть ошибочным.
ЗПР достаточно часто путают с умственной отсталостью, однако эти заболевания имеют значительные отличия. Разницу между ними позволяет выявить следующая группа признаков:
- При задержке развития ребенок никогда не отказывается от помощи при каких-либо затруднениях, а также запоминает нужные действия и повторяет их в следующий раз.
- Ребенок с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, предпринимает попытки понять то, о чем ему рассказывают или читают.
- Умственная отсталость в подавляющем большинстве случаев оказывается неизлечимой. Отставание же можно преодолеть, если создать ребенку соответствующие условия для этого.
Очень важно помнить, что диагноз «задержка психического развития» ни в коем случае не является приговором для малыша и родителей. Комплексный подход к лечению часто дает отличные результаты, благодаря чему ребенок занимает свое место в обществе без повторного возникновения проблем.
Методы лечения ЗПР
В отличие от умственно отсталых детей, ребенок с ЗПР вполне может поступать в обычную школу. Но при этом как педагоги, так и родители должны понимать, что сложности с обучением в младшем школьном возрасте вызывает не лень и нерадивость ученика, а его заболевания. Преодолевать трудности лучше совместными усилиями, что даст хорошие результаты.
В зависимости от причин ЗПР, а также от тяжести симптомов лечение может осуществляться такими способами, как:
- психологические сеансы,
- занятия с сурдопедагогами – специалистами, призванными устранять проблемы в обучении детей,
- прием медикаментов, направленных на устранение тревожных расстройств, панических состояний и агрессивности, лекарственные препараты применяются лишь в особо сложных случаях.
Полное устранение отставания в психическом развитии зависит не столько от самого ребенка, сколько от внимания к нему родителей, чуткого отношения педагогов и правильно назначенного лечения.