Умственная отсталость, или, как ее еще иначе называют, олигофрения – это психическое отклонение в развитии ребенка. Если говорить в целом, то данная патология является следствием органического поражения ЦНС. Это, в свою очередь, приводит к снижению возможностей ребенка обрабатывать новую информацию, анализировать и накапливать ее. Сразу следует подчеркнуть, что такой диагноз просто означает, что психика человека развивается несколько по-иному, нежели у других людей. Кроме того, при умственной отсталости наблюдаются и немного иные личностные качества. Вместе с тем патологию можно определить по наличию достаточно характерных симптомов. Например, она проявляет себя недостаточными интеллектуальными функциями, отклонениями в развитии (физическом и умственном), владениями собственными эмоциями, поведении, и так далее.
Читайте также: Симптомы и лечение задержки психического развития у детей
Легкая умственная отсталость – характеристика, симптомы и лечение
Для начала давайте вкратце рассмотрим особенности данной патологии. В настоящее время выделяют несколько типов умственной отсталости:
- легкая,
- умеренная,
- тяжелая.
Основой для подобной классификации служит IQ, то есть коэффициент интеллектуального развития. Диагноз «легкая умственная отсталость» ставится тем, у кого тесты показали значение данного индекса в пределах от 50 до 69. Следует отметить, что такие дети внешне практически ничем не отличаются от полностью здоровых. Впрочем, если присмотреться повнимательнее, то разницу все-таки можно увидеть. В первую очередь здесь, наверное, стоит выделить низкую познавательную активность. Такие дети не стремятся к получению новых знаний, поскольку плохо усваивают полученную информацию. Им очень трудно сконцентрировать внимание на какой-то конкретной задаче, из-за чего, собственно, и возникают проблемы с обучением. Впрочем, при легкой умственной отсталости ребенок способен достаточно долго хранить полученную информацию в памяти, и при необходимости он может воспользоваться ею.
Помимо этого, зачастую такие дети замыкаются в себе. Все дело в том, что им довольно сложно правильно понимать эмоции, проявляемые другими людьми. Однако здесь возможен и иной вариант. Ребенок может стараться привлекать внимание к собственной персоне с помощью самых разных поступков, в том числе, и считающихся антисоциальными. Кроме того, такие дети очень доверчивы, и легко поддаются влиянию. Для данной патологии характерны проблемы с моторикой, речью, интеллектуальным развитием. Значительные трудности присутствуют и в плане восприятия окружающего мира. Как правило, проявляются и дефекты физического развития.
Ребенок с легкой формой умственной отсталости может справиться с такой задачей, как формирование определенных групп («фрукты», «животные» и так далее), однако делает он это по конкретно-ситуативным признакам. Такие дети не понимают переносный смысл метафор и пословиц и трактуют их буквально. Они не могут решить арифметических задач, в которых требуется осуществить 2 или больше действий, причем во многих случаях помощь педагога жестко отвергается. Механическое запоминание имен или, например, дат у детей с такой патологией в большинстве случаев развито неплохо. Вместе с тем наблюдается общее снижение памяти. У такого ребенка отсутствует чувство юмора, фантазия, не развито воображение. Круг его интересов очень ограничен. Это может быть телевизор, прослушивание сказок или, скажем, компьютерные игры.
В медицине различают врожденную и приобретенную легкую умственную отсталость. В данном случае классификация зависит от причин, спровоцировавших появление патологии. Это могут быть, например, хромосомные или генетические отклонения, сложные роды, в ходе которых был поврежден головной мозг малыша, пребывание ребенка в социально-опасной среде. Помимо этого, развитие легкой степени умственной отсталости иногда становится следствием вредных привычек родителей – злоупотребления алкоголем, приема наркотических средств. Также спровоцировать развитие данной патологии способны и некоторые вирусные заболевания, такие, например, как краснуха. В общем, причин есть достаточно много, и поэтому в первую очередь следует установить, что же именно привело к появлению умственной отсталости.
Следует особо отметить тот факт, что при таком диагнозе лечение как таковое в большинстве случаев отсутствует. Конечно, некоторым детям могут быть назначены определенные препараты, способные убрать тот или иной неприятный симптом. Однако медикаменты в данном случае имеют совсем не приоритетное значение. Главное – своевременно начатое лечебно-психологическое воздействие на ребенка. Чем раньше этим заняться – тем лучше будет результат коррекции. Для таких детей разработана адаптированная образовательная программа, в которой учтены их особенности. Здесь хорошо продумана подача новой информации, а также предусмотрена проверка успешности усвоения полученных знаний и навыков.
При наличии правильного подхода к обучению и своевременности начала лечения различных психических и неврологических расстройств, которые нередко сопровождают легкую умственную отсталость, в итоге можно добиться очень хорошего результата – повышения коэффициента IQ на 10 или даже на 15 единиц. Нередко после этого у родителей даже возникает вопрос «Как снять диагноз?», ранее поставленный их ребенку. Сделать это вполне реально. Подтвердить или опровергнуть наличие прогресса могут специалисты после проведения экспертизы и изучения полученных результатов.
Дети с легкой степенью умственной отсталости требуют к себе особого внимания. Важно научиться правильно с ними общаться, подавать информацию, контролировать все их действия. Родители должны всегда проявлять терпение, доброжелательность, и ни в коем случае не срываться на ребенке. Ведь один из основных факторов, позволяющий добиться существенного прогресса – это особенный подход. Здесь нужно учитывать не только особенности данной патологии, но и, например, характер ребенка, его готовность идти на контакт и так далее. Тем не менее если делать все правильно, то такие дети впоследствии вполне нормально адаптируются в обществе.