У некоторых младенцев обнаруживается врожденная косолапость, лечение которой требует больших усилий как со стороны родителей, так и со стороны медицинского персонала. Она является самой частой аномалией среди всех врожденных патологий опорно-двигательного аппарата и встречается примерно в 1/4 случаев.
Что это такое и причины ее развития
Врожденная форма болезни –, это тяжелый порок развития, который появляется вследствие неправильного развития костной ткани, нарушения расположения всех костей стопы. Стопа неправильно ставится на поверхность, походка становится косолапой. Мальчики в два раза чаще девочек страдают этим заболеванием. Чаще бывают поражены обе ноги ребенка.
Выделяют множество причин возникновения этой патологии:
- Наследственные болезни.
- Нарушение протекания беременности при инфицировании матери токсоплазмой.
- Патология нервов спинномозговых путей.
- Физическая травма зародыша в утробе матери (например, сдавление ножек пуповиной или маточными стенками).
- Сочетанные эмбриопатии, комбинация патологии с другими пороками: волчья пасть, заячья губа и др.
Приобретенная форма –, это патология, напоминающая врожденную по внешним проявлениям, но развивающаяся у взрослых и подростков вследствие травмы.
Особенности врожденной косолапости
Врожденную косолапость диагностируют, как только ребенок научится ходить. В первые дни после рождения ребенок осматривается травматологом-ортопедом еще до выписки из родильного дома, что позволяет заподозрить диагноз на самых ранних стадиях.
Выделяют 2 основные формы врожденной косолапости:
- Типичная. Встречается более чем в 80% всех случаев заболевания. Подразделяется на:
- легкие формы (редко диагностируются и быстро лечатся),
- связочные формы (самые частые),
- костные формы (косолапые ноги обусловлены костными выступами).
- Нетипичная. Встречается намного реже (примерно у 20% косолапых грудничков) и протекает на фоне заболеваний, образующих контрактуры в суставах, то есть их малоподвижность. Стопа ребенка имеет вид “,медвежьей лапы”,.
Этапы формирования болезни
Патологическое формирование начинается внутриутробно, нога искривляется за 4 последовательных этапа:
- Действие патологического фактора на эмбрион.
- Формирование порока развития в период эмбрионального развития (2-16 недель беременности).
- Прогрессирование на протяжении всего плодного периода (17-40 недель).
- Диагностика клинических проявлений у новорожденного.
Симптомы и признаки
Детей
Первые шаги младенца с врожденным пороком происходят позже, чем у здоровых сверстников. При этом родители отмечают особую неуклюжесть и неуверенность при самостоятельной ходьбе.
Стопа принимает неправильное положение вследствие 3 сочетанных деформаций, которые обнаруживаются у новорожденного:
- Подошва подгибается вниз и как будто “,сжимается”,.
- Поверхность подошвы вывернута внутрь, к срединной оси тела.
- Голень поворачивается внутрь.
При отсутствии терапии до 2 лет, пока ребенок учится ходить, можно увидеть характерные натоптыши или грубые мозоли на наружной поверхности стопы, которой он ступает на поверхность пола. Когда ребенок ступает на одну ногу, вторую он переносит через нее, что формирует переваливающуюся походку.
Если ребенок уже активно ходит, заболевание прогрессирует. У подростка изменения стопы достигают высшей степени с формированием новых патологических суставных поверхностей и исчезновением физиологичных. Нарушается развитие мышц голени, они выглядят непропорционально тонкими.
Взрослых
При отсутствии терапии или ее неэффективности врожденная форма продолжает существовать у взрослого человека. Приобретенная форма у взрослых редко бывает двухсторонней, так как преобладают травмы только одной из нижних конечностей. Походка становится похожей на “,медвежью”,, человек переваливается с ноги на ногу.
Диагностика
Диагностика у ребенка основывается на оценке врачом-ортопедом клинической картины. Рентгеновская диагностика не используется в терапии младенцев младше 3 месяцев, так как их скелет состоит из мягкой хрящевой ткани, которая на рентгеновских снимках не визуализируется. Неплохой альтернативой выступает ультразвуковая диагностика, хотя информативность ее несколько ниже.
Для осмотров взрослых и подростков с приобретенной деформацией применяется рентгенография стоп, а также компьютерная и магнитно-резонансная томография.
Как отучить ребенка косолапить
При легких формах заболевания можно попытаться научить ребенка перестать неправильно ставить ногу в домашних условиях. Этот метод подходит только ребенку старше 1 года, который уже начинает полноценно ходить.
Нужно попытаться вовлечь ребенка в процесс реабилитации. Только таким образом удастся добиться хороших результатов. Можно предложить ему такую игру: если он забывается и при ходьбе ставит ступню неправильно, вы хлопаете в ладоши, и это означает, что малышу должен выполнить какое-либо дополнительное спортивное упражнение. Важно объяснить ребенку, что это не наказание, а способ помочь ему стать еще сильнее и выносливее. Зная о мечтах ребенка, можно использовать их в качестве мотивации.
Как лечить патологию
Если самостоятельно отучить ребенка не получается, то следует прибегнуть к методам, которые рекомендует современная медицина.
Важно! В терапии детей до 2 лет применяют только консервативные методы.
Техника массажа при заболевании
Лечение с помощью массажа можно практиковать дома самостоятельно. Массаж позволяет достичь 2 важных при заболевании целей, направленных на противоположные мышечные группы (мышцы-антагонисты):
- укрепление и повышение тонуса,
- расслабление и уменьшение гипертонуса.
Техники массажа:
Тонизирующий массаж. Выполняются активные, энергичные растирания и разминания следующих областей:
- наружная поверхность стопы,
- наружная поверхность голени до колена (растирают по прямой и по спирали),
- массаж подошвенной части стопы ближе к наружной стороне.
Расслабляющий массаж. Выполняются легкие поглаживания, потряхивания и слабый вибромассаж следующих областей:
- внутренняя поверхность стопы разминается вверх-вниз от пальцев к пятке в прямом и спиралевидном направлении,
- внутренняя поверхность голени разминается от пятки к коленному суставу (по прямой и по спирали).
В конце каждого сеанса массажа выполнять растяжение мышц, идущих вдоль внутреннего края ступни, по 3-4 минуты.
Специальные гимнастические упражнения
Гимнастика направлена на исправление деформаций стоп. Упражнения необходимо выполнять каждый день на протяжении длительного времени. Желательно делать гимнастику на твердой поверхности, например на столике или доске для пеленания.
Выполнять повторы по 5-7 раз, фиксируя ногу ребенка в конце каждого задания на 15 секунд. Исходная позиция –, ребенок лежит на спине.
Примерный план занятий при врожденной форме:
- Взяться одной рукой за область чуть выше лодыжки ребенка, а другой придерживать его стопу и двигать ей на себя и от себя.
- Зафиксировать одной рукой голеностоп, а другой качать из стороны в сторону ступней ребенка.
- Фиксируя одной рукой стопу ребенка, большим пальцем другой руки аккуратно разгибать пальцы на ноге.
- Удерживая стопу ребенка за пятку, пальцами другой руки нажимать на переднюю и среднюю часть стопы, отводя ее в сторону.
- Свести стопы ребенка, нажимая на наружный край ступни.
- Плотно прижать ладонь к стопе ребенка и нажать на нее, немного выворачивая наружу. При этом фиксировать голень ребенка другой рукой.
- Согнуть ногу ребенка в колене и держать, обхватить стопу и аккуратно вытягивать ее вперед, чтобы вернуть ее в физиологическое положение.
Ношение ортопедической обуви
Носить ортопедическую обувь рекомендовано при всех формах заболевания. Такая обувь позволяет исправить положение стопы. Для детей младше 2 лет разработан специальный вид обуви под названием брейсы. Ношение такой обуви применяется после бинтования гипсом, помогает закрепить успех терапии и избежать рецидива. Первое время ребенок постоянно находится в брейсах. Затем, следуя указаниям врача, время ношения постепенно сокращают до 1/2 суток, а потом коррекционную обувь надевают исключительно во время ночного сна.
Не рекомендуется применять эту методику отдельно от остальных, так как это не принесет достаточного эффекта.
Гипсование
При врожденной форме заболевания терапию начинают как можно раньше: на 10-12 день после рождения. Врач может научить родителей самостоятельно выполнять бинтование. В раннем детстве опорный аппарат состоит исключительно из хрящей, которые достаточно податливы к физическим воздействиям. Поэтому существует возможность полной коррекции порока с помощью этого метода.
При легкой форме заболевания можно использовать фланелевые бинты для фиксации ног в правильном положении, а при более тяжелых применяется поэтапное гипсование.
В современной медицине применяют 3 вида поэтапного гипсования:
- Метод бинтования мягкими бинтами по Финку-Эттингену.
- Ранняя функциональная терапия врожденной формы по Виленскому.
- Гипсование по методу Понсети.
Самым эффективным является метод Понсети. Согнутую в колене ногу ребенка гипсуют от паховой области до кончиков пальцев. Повязки накладывают на 7 дней каждую. Неправильная техника наложения может привести к отеку конечности и, как следствие, продлению сроков терапии. Когда доктор разрешит закончить гипсование, переходят к ношению брейсов.
Внимание! Следует помнить, что гипсование должен осуществлять только врач, наблюдающий ребенка. В домашних условиях эту процедуру делать опасно, можно навредить ребенку.
Физиопроцедуры
Вылечить заболевание исключительно при помощи физиотерапии не удастся, так как она является дополнительным методом терапии и применяется только в терапии детей старше 2 лет. Помогает улучшить нейрональную передачу и убрать мышечный гипертонус.
Применяют такие методы воздействия, как:
- магнитотерапия,
- электромагнитная нейро- и миостимуляция,
- электрофорез с лекарственными веществами,
- аппликации парафина на область голеностопного сустава.
Хирургические операции
Операция рекомендуется детям старше 2 лет при отсутствии эффекта от консервативной терапии. Также ее назначают взрослым с приобретенными формами заболевания. Этот метод позволяет навсегда избавиться от недостатка.
Детям старше 2 лет проводятся операции на связках и сухожилиях (операция по Зацепину). При этом методе возможность возникновения рецидива практически отсутствует.
Операции на костях выполняют младшим школьникам и взрослым. Это связано с тем, что к школьному периоду завершается наиболее быстрый рост костной ткани.
Важно! После хирургической коррекции вставать разрешают на 2-3 день. Важно обеспечить посильную нагрузку на конечности, чтобы сформировать правильное положение стопы.
Также существуют методы коррекции порока с помощью аппаратов Илизарова и Волкова-Оганесяна. Применение этих приспособлений позволяет со временем избавиться от деформации стопы. Какую меру терапии выбрать, должен решать исключительно врач.
Профилактические меры
Профилактические меры для предотвращения любых форм заболевания:
- отказаться от вредных привычек до беременности,
- соблюдать принципы правильного питания,
- стараться избегать травм,
- не допускать длительных пеших прогулок с ребенком до 4 лет, лучше брать с собой санки или коляску,
- включать в рацион ребенка молочные продукты, кефир, творог,
- поддерживать нормальную массу тела,
- заниматься плаванием в бассейне,
- ходить босиком по песку и траве летом,
- использовать удобную обувь с супинатором.
Если появились признаки заболевания, то ни в коем случае не следует менять местами правый и левый ботинки ребенка, чтобы скорректировать дефект. При появлении малейших подозрений на неправильное формирование стопы ребенка нужно обратиться к врачу-ортопеду.